TuneUp Психология Инвестиций
А. Репников|Все авторы Добавлен: 2022.10.04
Как спланировать семейный бюджет и не развестись @ 18 Сентября 2021
Пришло время поговорить о семейном бюджете, точнее о том как его вести – встречайте!
Приветствую Вас, Друзья!
Сегодня трудно представить себе наше общество без семейных отношений. Хотя, на самом деле, семейность в том виде, в котором она сейчас есть – качество, привитое нам обществом. Знание социальных норм, правил и законов общества бесспорно является ключом к успешной в нём жизни, реализации себя и своих целей. Но не менее важно знать основы - то, кем мы были и от куда пришли. Знать, что нам свойственно, а что нет. В совокупности эти знания позволят адекватно воспринимать и реагировать на все, что происходит в окружающем нас мире.
Как спланировать семейный бюджет и не развестись!
Любой долгосрочный проект, связанный с неоднородными вкладами и целями участников, требует тщательной подготовки и планирования. Каждый участник искренне (и это нормально) считает свой вклад незаменимым, а свою цель – основной и самой важной. Практически всегда в процессе реализации долгосрочного проекта участникам приходится иметь дело с новыми обстоятельствами, которые невозможно было предвидеть. И чем «дальше в лес», тем больше противоречий. В пути участникам нужен отлаженный механизм разрешения вновь возникающих разногласий. Индивидуальности ранее теперь должны стать командой и у них, просто нет другого пути, как только разработать этот механизм и внедрить его. В противном случае, по прохождению времени, противоречия внутри любого коллектива накапливаются и тяжелеют, обрывая связи и коллектив/команда/семья естественным образом распадается. За отсутствием связей каждый просто идет своею дорогой. В семейной жизни к таким проектам можно отнести любое путешествие, переезд, ремонт, дети итд. Поэтому иметь на руках отлаженный механизм разрешения противоречий также важно, как и иметь совместные цели.
В сфере семейных финансов таким механизмом является ведение семейного бюджета.
Одного единственного правильного способа планировать и вести семейный бюджет – не существует. В зависимости от того, как люди относятся друг к другу в семье, возможны несколько моделей ведения, одинаково хорошо выполняющих свою функцию. Поэтому «рекомендовать один рецепт» всем семьям - неправильно. Но при этом есть ряд проверенных временем элементов и практик, которые можно внедрить в свою систему – о них и поговорим.
- Бюджет удобнее всего планировать в рамках года – так уж заведено, и так людям привычней. При этом заносить реальные данные, обновлять и корректировать (при необходимости) его надо на ежемесячной основе;
- Начинать планировать нужно с доходов! Просуммируйте все ожидаемые поступления в масштабе года. Только теперь получившуюся сумму (бюджет) нужно освоить – переходите к ожидаемым расходам. Многие концентрируются на расходах, забывая про доход. Что первичней – с того и нужно начитать;
- Фонды. Мы зарабатываем деньги чтобы их тратить! Чтобы делать это легко, получая при этом максимум удовольствия – нужно иметь возможность в той или иной ситуации тратить все (всё, что есть - всё наше). Для этого доходы нужно заранее распределить по фондам. Начать можно, поделив бюджет на 3 фонда: Фонд - сбережения и инвестиции, фонд на постоянные расходы и фонд на переменные расходы. На практике фондами будут служить дебитные карточки в разных банках и депозиты, которые будут пополняться один/два раза в месяц при получении дохода. Карты можно открыть в Каспии, Халык, Сбер банках. В каждом банке можно открыть депозит с возможностью пополнений и снятий. При необходимости похожий набор карт и депозитов может быть у супруга(и), ребенка, мамы, папы. Обычно семья останавливается на 6-7ми фондах: сбережения и инвестиции, обязательные платежи, питание, авто, личные деньги супруга и супруги, дети, здоровье и спорт, путешествия и т.д. Распределив таким образом свои доходы, семья четко знает свои лимиты по той или иной категории и легко тратит все что есть в том или ином фонде, когда приходит время;
- Распределение дохода(доли) по фондам и количество самих фондов у каждого будет своим. Оно зависит от дохода семьи, места жительства, возраста, количества членов семьи и других факторов. Начать можно с распределения 20/30/50 в сбережениях, переменных и постоянных расходах соответственно. Это распределение должно работать для большинства Казахстанцев. Определиться с количеством фондов и узнать свое распределение между ними можно, проанализировав выписку по своим дебитным картам за последние 3 месяца. Как вариант, можно пойти на экстренные меры и записывать каждую покупку в течение нескольких месяцев, чтобы собрать данные для анализа. В сети можно найти целый ряд приложений способных вам с этим помочь при необходимости;
- Личное пространство. Одним из важных элементов семейного бюджета являются неподотчётные деньги членов семьи. Об этом элементе очень часто забывают. У каждого из членов семьи должно быть свое личное пространство — это залог идиллии в семейных финансах.
Доходы, распределенные по категориям расходов (фондам) в масштабе года и есть ваш семейный бюджет. Чтобы внедрить этот элемент полностью и запустить механизм разрешения противоречий, нужно регулярно сверять с ним текущие поступления и расходы. Делать это удобнее всего один или два раза в месяц. Это семейные встречи, на которых полученные доходы распределяются по фондам, обсуждаются большие покупки, выясняют причины нехватки средств в том или ином фонде итд. Именно таким образом семья контролирует освоение бюджета и корректирует его при необходимости. В таком виде ведение семейного бюджета способно не только вовремя разрешить все противоречия и недомолвки, но и способствовать формированию новых связей между партерами.
Семья – очень долгосрочный проект, и к нему нужно относиться правильно.
С Уважением,
Александр