Психология Инвестиций Инструкции TuneUp

А. Репников|Л. Репникова|Все авторы Добавлен: 2022.09.30

Внимание развод! Что делать?

Представьте звонок с незнакомого номера и приятный женский голос, условно-Д (девушка) начинает говорить: 


Д: Здравствуйте! Это - Александр Сергеевич?
Я: Да. 
Д: 1987 года рождения?
Я: Да, я вас слушаю. 
Д: Проживающий по адресу: Самал-2 д. 15, кв. 18?  Все верно? 
Я: Возможно… говорите. 
Д: Вас беспокоит менеджер банка «Лапша – финанс». Вы подавали заявку на потребительский кредит на покупку дефибратора. Прошу еще раз подтвердить ваше намерение. 
Я: Я ничего не подавал… какой дефибратор? 
Д: Очень странно. Если вы не подавали заявку на кредит, то я ее сейчас аннулирую. Извините за беспокойство. Я передам информацию и ваши данные нашей службе безопасности, чтобы они проверили. Сотрудник службы может вам перезвонить. Всего доброго!
Я: Спасибо. Всего доброго.

Спустя некоторое время – звонок с другого незнакомого номера. Солидный мужской голос (M) на фоне шумного офиса говорит:

М: «Здравствуйте, Александр Сергеевич! Вас беспокоит сотрудник/начальник службы безопасности банка «Лапша – финанс». Мы зарегистрировали попытку взлома вашего личного кабинета. На вас пытались оформить кредит на 1.5 миллиона тенге. Возможно, эта попытка была не последней. У вас есть предположения, кто бы это мог быть?
Я: Хмм –нет.. даже не знаю.
М: Кто-нибудь кроме вас мог иметь доступ к вашему телефону? Может, кто - то из друзей или родственников? 
Я: Да нет…не думаю, кому нужен дефибратор.
М: Вашу карточку и все средства на ней лучше всего временно заблокировать. В противном случае доказать вашу непричастность к кредиту, если его все-таки возьмут, будет сложно. Мы постараемся найти злоумышленников, но заявок последнее время очень много. Вам надо будет подойти в отделение банка для подписания документов. С вашего позволения вашу карту я сейчас заблокирую. Мне нужен номер удостоверения и кодовое слово.
Я: Подождите... я не знаю когда смогу приехать в банк.  А можно снять деньги с карты или перевести их, пока вы ее не заблокировали? 
М: На данный момент все операции по вашей карте приостановлены и возможны только через службу безопасности банка. Это делается для вашей же безопасности. Сколько и куда вы хотите перевести? 
Я: Переведите все, что есть. 
М: Говорите точнее пожалуйста. Номер карты и сумму.
Я: 300 тыс.. отправьте на Халык. Номер карты XXXX 

и т.д.

В итоге, условная жертва Александр сам продиктует СSV код, потом код из СМС и даже кодовое слово (если попросят) и переведет мошеннику «все что есть» со своей карты. Но ущерб может быть гораздо серьезнее и не ограничиваться доступной суммой на счете. 

Я думаю, что почти каждый из нас сталкивался с чем-то подобным. Детали могут разниться. Так, например, моей маме мошенник представился сотрудником Национального Банка. Он прислал свое «удостоверение» на WhatsApp и целый час(!) рассказывал ей про кредит, якобы оформленный на ее имя, выуживая при этом нужную информацию по банковским счетам. Мама, конечно же, перепугалась и была готова «сотрудничать». Мошенник настаивал на неразглашении деталей третьим лицам, включая родственников, дескать как раз они находятся в числе первых подозреваемых. Но мама нам доверяет. У нее хватило смелости бросить трубку и позвонить нам.  Это ее/нас и спасло.

В другом случае (у коллег) - вполне дееспособная и уверенная в себе женщина средних лет (бухгалтер) отдает мошенникам все, что есть и берет кредит в банке, чтобы помочь сыну, который якобы находится в трудном финансовом положении и не может платить по счетам и кредитам. В последствии на резонный вопрос сына: «Почему ты мне ничего не сказала?» Ответ был очень прост: «Не хотела беспокоить». В итоге сбережений нет, кредит в банке и квартира в залоге.

Телефонные мошенники работают по шаблону – вызвать доверие, напугать и потом уже заставить действовать. Они очень хорошо подготовлены и могут ответить на любой ваш вопрос (это их хлеб). Но шанс проскользнуть сквозь их ловко расставленные сети все же есть. 

Одно из первых правил, которому нужно следовать – это перезвонить. 

Просто сказать: “Я не могу сейчас говорить.»  «Я перезвоню вам через минуту». Можно бросить трубку и потом перезвонить – связь оборвалась. Такое бывает. Минута потерянного времени не позволит злоумышленникам застать вас врасплох. Это самый действенный метод противодействия телефонным мошенниками. Правило срабатывает в 99% случаев.

Если вы смогли бросить трубку, у вас появилась возможность сделать шаг назад и подумать. Скорее всего, вам не перезвонят. Бывают случаи, когда мошенники имитируют голоса близких родственников и звонят с просьбами  перекинуть деньги на карту.  «Я тут зацепила машину. Не сильно. Скинь мне 100тыс на Каспий - я на месте договорилась. Я перезвоню позже - неудобно говорить. Скинешь же да?»  Если это именно тот случай – обязательно перезвоните сами и ваша супруга, мама, сын или дочь на том конце линии подтвердят еще раз и развеют все сомнения. 

Если второй разговор с мошенником (хотя шансов мало) все-таки состоится 

Тут уже важно задавать правильные вопросы (раскачать собеседника), суметь вовремя определить кто перед вами и бросить трубку. Выводить его на чистую воду, добиваться от него правды или ещё чего - либо не следует. Как только вы поняли, что «что-то» не так – бросайте трубку. 

Ниже приметы прямо или косвенно говорящие вам, что перед вами мошенники:

  1. Они выходят на вас  - не вы на них (звонок, письмо, смс). Кем бы ни представился звонящий незнакомец, он сам вам звонит! Значит, ему от вас что-то нужно – не вам от него! Это принципиально. Важно об этом помнить. 
  2. С вами говорят о деньгах. Речь всегда идет про деньги, которые можно потерять или получить (финансовые пирамиды). 
  3. Вас просят сообщить ваши личные данные. Запомните!!! Кодовое слово у вас могут запросить только в кол-центре и только в том случае, когда вы сами им звоните. В остальных случаях – это развод. Реквизиты карты, ПИН код или CSV код запросить не может никто! Даже банковские смс с кодом подтверждения всегда напоминают вам об этом.
  4. Вас пытаются напугать или обрадовать - вызвать сильные эмоции и усыпить бдительность. Не верьте никому на слово – это всего лишь звонок неизвестного вам человека.
  5. Вас пытаются заставить решать «здесь и сейчас». Все, что касается денег требует личного присутствия, подписи ЭЦП, либо подтверждения кодом из смс. Кроме того, у вас всегда есть возможность отказаться, сказав: «По телефону я такие вещи не решаю. В какое отделение банка мне подойти, чтобы всё обсудить и подписать документы лично?»

Запросите детали: имя, фамилию, должность, отделение банка, город, отдел, обратный телефон для связи, адрес, какой перевод, транзакция, кредит, время и т.д. Мошенники наверняка подготовились к этим вопросам – пусть рассказывают. Можно попробовать перейти на казахский язык. Сотрудники банков в Казахстане вас поймут, а вот иностранные мошенники (очень часто звонящие извне), скорее всего просто капитулируют, или вы услышите характерный акцент. Обратите внимание на то, как собеседник произносит слово тенге. Обратите внимание на номер, с которого поступил звонок. Национальный банк не может звонить с зарубежного номера. 


Друзья, в большинстве своем мы все умные люди и нас трудно «развести», если мы к этому готовы. Возьмите за правило всегда перезванивать самим, научите этому своих близких. Убедитесь, что родные вам люди позвонят вам в любом случае – договоритесь об этом. 

Перешлите эту статью тем, кто вам дорог. Предупрежден – значит вооружен! 

С Уважением, 
Александр и Людмила

2