Зарегистрируйтесь в Базе Знаний и получите набор материалов по всеобщему декларированию на почту (выжимка - все что нужно знать!) Зарегистрироватся


Психология Инвестиций TuneUp

А. Репников|Л. Репникова|Все авторы Добавлен: 2022.09.30

Риск в режиме «реального времени»

Наверное, каждый из нас слышал термин «Устойчивость к риску» (risk-tolerance). Как вы думаете, действительно ли у каждого из нас есть только один уровень «устойчивости к риску»? Сегодня разберем эту тему подробно.


Risk-tolerance – это риск, который инвестор может себе позволить в портфеле. Это, действительно, важная величина, пренебрегать которой не следует. Очень часто под устойчивостью к риску подразумевают риск, который инвестор может выдержать психологически. И, действительно, психология - очень важная составляющая, с которой нужно уметь работать.

В своей книге «Ваши деньги и Ваш Мозг» («Your money and Your Brain») Джейсон Цвейг ставит под вопрос эффективность опросников по риск-профилированию, демонстрируя, как легко и быстро наш risk-tolerance может меняться. Статья называется Риск в режиме «реального времени» (Chapter 6: Risk “Risk in real time”). Мы перевели статью на русский язык. Перевод - ниже.


«Risk in real time» (Риск в режиме «реального времени») Джейсон Цвейг
перевод «СБЕРЕЖЕНИЯ И ИНВЕСТИЦИИ»

Один из самых первых и в то же время трудных вопросов, на который так или иначе должны найти ответ инвестор и/или его финансовый советник — это то, какой у инвестора психологический уровень устойчивости к риску.  Для определения этого уровня крупные финансовые учреждения, брокеры и финансовые советники обычно предлагают инвестору заполнить анкету (тест).  По их мнению, достаточно будет ответить на 10 вопросов, чтобы определить тип инвестора и отнести его к одной из трех категорий:

  1. Консервативный инвестор (большая часть портфеля в наличных деньгах и облигациях); 
  2. Умеренный инвестор (50/50 акции и облигации);
  3. Агрессивный инвестор (большая часть в акциях);

Ниже представлены несколько примерных вопросов из такой анкеты: 

  1. Я готов взять на себя просчитанный и понятный риск, связанный с моими долгосрочными инвестициями. 
    • Абсолютно согласен
    • Согласен
    • В чем-то согласен
    • Не согласен
    • Абсолютно не согласен
  2. Стоимость инвестиций может меняться и в краткосрочном горизонте времени может сильно «просесть». Предположим, вы инвестировали 100 000 USD в акции на 10 лет. В определенный момент в течение первого года вы заметили, что рыночная стоимость ваших акций оказалась значительно ниже первоначальной и продолжает падать. В какой момент вы решите «уйти в кэш» (продать эти акции и может вложиться в более стабильные инструменты)? 
    • 95 000 USD
    • 90 000 – 94 000 USD
    • 80 000 – 89 000 USD
    • Менее 80 000 USD
  3. Какое из ниже приведенных утверждений лучше всего описывает ваше отношение к инвестициям?
    • Я очень осторожен и хочу, чтобы размер моего инвестиционного портфеля вообще не уменьшался.
    • Я понимаю, что инвестиции — это риск, но я сделаю все, чтобы снизить его настолько, насколько это возможно. 
    • Я готов подвергнуть портфель небольшому риску, чтобы получить потенциальную доходность.
    • Я готов подвергнуть значительному риску часть моего портфеля, чтобы потенциально получить высокую доходность.
    • Я готов подвергнуть значительному риску весь мой портфель, чтобы максимально увеличить потенциальную доходность.

Во-первых, эти тесты предполагают, что инвестор уже знает свой комфортный уровень риска. (Если бы я его уже знал, то зачем вообще мне был бы нужен этот тест). 

Во-вторых, результаты противоречивы и непоследовательны. Студентов бизнес факультета попросили заполнить анкеты по риск-профилированию от 6-ти разных компаний (больших и известных). Схожие результаты (по всем 6-ти опросникам) получили чуть больше половины (56%) из всех 113 участников эксперимента. Другими словами, вероятность того, что результаты двух анкет, заполненных одним и тем же человеком, будут одинаковыми чуть больше, чем выпадение орла или решки в орлянке (игра с подбрасыванием монетки). Получается, что предполагаемая устойчивость к риску в этом случае зависит больше от выбранного опросника, чем от самого инвестора. 

Но есть и еще более фундаментальные вещи, о которых мы должны знать. Как вы думаете, действительно ли у каждого из нас есть только один уровень «устойчивости к риску», который можно определить и подобрать как размер обуви? Среди множества «гениальных» идей фондового рынка именно эта (по мнению автора), может быть одной из самых «гениальных» (в кавычках).

На уровень устойчивости к риску в значительной степени влияет настроение инвестора в тот или иной момент времени. Эмоции в считанные минуты, а может быть и секунды, меняют настроение, а за ним и уровень риск-аппетита инвестора. Ниже - несколько примеров того, как именно это может происходить.

  1. Мужчин разделили на две группы, каждой из которых были показаны разные фотографии представительниц противоположного пола с сайта знакомств. После чего мужчинам был предложен шанс получить разные суммы денег в разные сроки. При этом, чем больше сумма, тем дальше в будущем была заветная дата ее получения. В результате группа мужчин, которым были показаны более привлекательные и «горячие» женщины, была значительно больше заинтересована в получении денег «здесь и сейчас», тогда как мужчины второй, менее удачливой группы, были склонны подождать, но получить больше. 
  2. Студентов разделили на две группы, каждой из них в последствии было предложено на выбор: получить 2 доллара с 70% вероятностью, или же 25 долларов, но с вероятностью всего в 4%. Первая группа студентов была в хорошем настроении после просмотра комедийных зарисовок по TV и в 60% случаев они выбрали более безопасный путь - получить 2 доллара. Студенты второй группы должны были спеть песню Фрэнка Синатры «Мой путь» (“My way”) соло, без аккомпанемента дважды, от начала до конца. У подавляющего большинства студентов задание вызывало неприятные ощущения (смущение, стыд). В последствии 87% студентов этой группы выбрали более рискованный вариант получения 25 долларов, желая компенсировать свои эмоциональные затраты на неприятное задание, которое им пришлось пройти.
  3. Группу людей «встревожили» срочным звонком/вызовом к врачу для обсуждения анализов (попросили представить себе). Затем им дали выбор: получить 5 долларов с вероятностью 60%, или же 10 долларов - с вероятностью 30%. «Встревоженные» люди выбирали безопасный вариант гораздо чаще, чем все остальные, прибывающие в спокойном расположении духа. Вывод: тревожность заставляет чувствовать себя неуверенно и избегать дополнительных рисков.
  4. Студентам выдали маркеры (highlighter) и попросили разделиться на две группы. Одной группе был показан фрагмент душещипательного фильма «Чемпион» со сценой смерти Рики Шредера, другой группе - кадры рыбалки в тропиках. После чего всех попросили продать свой маркер, либо купить другой у кого-либо из одногруппников. В результате группа, которая смотрела сцену смерти, была больше настроена купить чей-то маркер и при этом заплатить за него намного больше, чем студенты, смотревшие кадры тропической рыбалки. Негативные чувства (обида, грусть) вызывают ощущение потери и желание как можно скорее начать с начала и восполнить потерю за счет покупки чего-то нового, зачастую более рискового. (Это чувство может быть вам знакомо, если вы когда-либо ходили за покупками после того, как расстались со своим парнем или девушкой.)
  5. В другом, довольно отвратительном, но очень поучительном эксперименте две группы людей на протяжении 48 часов смотрели специальные пугающие, либо нейтральные по своему содержанию видео записи. При этом, выделения пота из подмышек участников эксперимента собирались в специальные подушечки, которые в последствии были закреплены сразу под носом (на верхнюю губу) другой группе участников эксперимента, от которой, в свою очередь, требовалось оценить эмоциональный окрас двусмысленных фраз на экране. В итоге те участники, которые вдыхали ароматы «испуганных доноров», описывали фразы на экране намного сдержанней и осторожней остальных участников (как бы боясь ошибиться). Это означает, что даже запах страха в воздухе может стать триггером изменений устойчивости к риску - призывом быть более осторожным, либо наоборот.
  6. Одной группе мужчин предложили назвать 3 фактора в их жизни, способствующих развитию заболеваний сердца и увеличению риска сердечного приступа. Другой группе надо было назвать 8 таких факторов. После чего мужчинам было предложено оценить их собственный риск развития сердечных заболеваний. В результате эксперимента те мужчины, которые должны были назвать 3 фактора, оценили свой риск заболеть сердечными заболеваниями выше, чем те, которые назвали все 8. Почему? Все, кто должен был назвать 8 отдельных факторов, интуитивно сделали вывод, что это было трудно. Насколько может быть высоким мой риск, если мне было так сложно найти в своей жизни все эти факторы? В то же время найти 3 фактора было легко. Короткий список просто быстрей и легче сделать. Однако легкость в данном случае привела всех мужчин первой группы к мысли, что риск заболеваемости сердечными заболеваниями в их случае гораздо выше и реальнее. Определенная легкость в осознании и понимании риска может в одиночку представлять его более серьезным и реальным, чем он есть на самом деле (и наоборот).
  7. Исследователи также пришли к выводу, что готовность принимать на себя риск может зависеть даже от цвета. Так, в одном из экспериментов с разноцветной бумагой, люди были готовы принять на себя больше риска в случаях, когда аргументы «За» были напечатаны на красной бумаге, нежели те, которые были напечатаны на синей.  Другие данные свидетельствуют о том, что люди готовы рисковать больше даже просто после обычной получасовой прогулки по улице в приятную весеннюю погоду.

Вывод из всего вышесказанного можно сделать только один – психологическая «устойчивость к риску» меняется в режиме реального времени, а настроение и мозговые волны кружат нашу устойчивость к риску как порывы ветра кружат флюгер в бурю.

Джейсон Цвейг (Перевод и редакция: Александр и Людмила Репниковы).


Особенности своего восприятия надо знать в первую очередь для того, чтобы осознанно внедрить и использовать инструменты, позволяющие контролировать свои действия в моменты, когда контролировать их мы физически не можем. Такими инструментами являются финансовый план, чек-лист для покупки/продажи фонда, свод правил «Подумай дважды» и т.д. Все это есть в нашей "Базе знаний".

С Уважением,
Александр и Людмила

0