Зарегистрируйтесь в Базе Знаний и получите набор материалов по всеобщему декларированию на почту (выжимка - все что нужно знать!) Зарегистрироватся


Психология Инвестиций TuneUp Инструкции

А. Репников|Л. Репникова|Все авторы Добавлен: 2022.09.27

«MURPHY WAS AN INVESTOR» (Закон Подлости) Джейсон Цвейг» перевод «СБЕРЕЖЕНИЯ И ИНВЕСТИЦИИ»

Статья была опубликована в журнале «Money» в июле 2002 года. Ссылка на оригинальную статью: MURPHY WAS AN INVESTOR by Jason Zweig.



«MURPHY WAS AN INVESTOR» (Закон Подлости) Джейсон Цвейг»

перевод «СБЕРЕЖЕНИЯ И ИНВЕСТИЦИИ»


Почему же все, что может пойти не так, обязательно пойдет не так?

Несколько дней назад я встретил инвестора, который был «вне себя» от постигшей его участи. «Я наблюдал за акциями Cisco годами, - сказал он, - Я знал, что они сильно переоценены и не покупал их. Цена на них продолжала расти, и росла все выше и выше из года в год. В марте 2000, когда цена достигла 80 долларов за акцию, я не смог удержаться - я купил их». В этом моменте он вздрогнул от воспоминаний. Почти сразу после его покупки Nasdaq рухнул, а акции Cisco обвалились из-за проблем с инвентаризацией. «Два долгих года, - возмущался инвестор, - цена на акции Cisco продолжала стабильно катиться вниз. Я так от них устал и в итоге продал их в начале мая по 13 долларов за штуку». Он сделал паузу, а потом закричал: «Угадайте, что было дальше? На следующий же день Cisco объявили о хорошей выручке в последнем квартале, и их акции тут же выросли на 24%! За один день! За что мне это? Может я проклят?»

Мы все дружно киваем головами и улыбаемся при упоминании о законе подлости (законе Мерфи), который гласит: «Всё, что может пойти не так, пойдёт не так! Кроме того, оно пойдет не так в самый неподходящий для этого момент». Мы искренне верим, что дождь обязательно пойдет, если мы забудем взять зонтик, или наоборот - будет солнечно, если мы будем весь день таскать этот зонт с собой. Мы верим, что какую бы очередь к стойке регистрации на рейс мы не выбрали, она обязательно окажется самой медленной. Все это мы списываем на закон подлости или закон Мерфи. Но так ли это на самом деле или всему виной суеверия? Действительно ли закон Мерфи есть и работает против нас в том числе и в инвестициях?

Совсем недавно я встречался с одним из ведущих экспертов мира в области науки о законе Мерфи – представьте себе, да, есть такая наука и есть такой человек! Я узнал, что закон Мерфи вполне реален, и он работает! Причем на инвестициях он работает больше, чем, вообще, кто-либо из участников бычьего рынка 2000-х годов мог бы себе представить. Однако я также узнал, что, понимая и принимая во внимание фундаментальные принципы работы этого закона, вы можете избегать зон его пагубного воздействия.

Почему бутерброд всегда падает маслом вниз? 

Итак, кто же такой этот мировой эксперт в области науки о Законе Мерфи? Это - Роберт А.Дж. Мэтьюз. Истинный британец, и не только потому что у него два отчества, и он готовит отменный чай. Мэтьюз обладает, поистине, английским умением относиться ко всему без исключения очень серьезно в том числе и к очень простым и даже смешным вещам. Мэтьюз – физик по профессии, образование получил в Оксфорде, одновременно работает научным обозревателем в лондонской газете «Sunday Telegraph». У Мэтьюз есть страсть — это ирония и случайности в науке. Именно поэтому однажды Мэтьюз решил разобраться и ответить на один из самых старых и широко известных вопросов о проявлениях Закона Мерфи: «почему хлеб с маслом всегда стремится упасть маслом вниз?» 

Кто-то видит причину в том, что сторона намазанная маслом, тяжелее; психологи могли бы возразить, резонно утверждая, что люди попросту больше запоминают случаи когда хлеб падает маслом вниз, нежели случаи чудесного «уух, пронесло!»; скептики могли бы утвердительно заявить, что с точки зрения математики вероятность падения на одну или другую сторону всегда будет 50/50. Но как оказалось на самом деле – мы все ошибаемся!

«Как и большинство из нас, - говорит Мэтьюз, - я был уверен, что шансы 50/50, если только вы не намажете фунт (0.4 кг) джема с одной стороны». Чтобы это доказать, Мэтьюз собрал 10,000 школьников по всей Англии для участия в эксперименте по «ронянию» бутербродов со стола. И что бы вы думали? Экспериментальным путем было установлено, что в более чем 62% случаев хлеб с маслом падал именно маслом вниз. Учитывая количество испытаний (10тыс), это слишком высокий процент, чтобы быть просто совпадением. Тогда Мэтьюз убрал из эксперимента масло, промаркировав при этом верхнюю сторону хлеба обычным маркером. Но результаты эксперимента остались неизменными – сторона с буквой «В» (Верх) в большинстве случаев оказывалась внизу.

Так почему же бутерброд стремится приземлиться маслом вниз, и как это вообще связано с инвестициями? Мэтьюз дает на это одновременно простое и гениальное объяснение: «Вселенная устроена против нас», - говорит он. Принимая во внимание обычную высоту стола 29-30 дюймов (75 – 76 см), бутерброду перед тем как он упадет на пол, просто не хватает места, чтобы совершить полный оборот. Столы делают высотой именно 75-76см, потому что такой стол наиболее удобен в использовании человеку со средним ростом 180 см. Если люди были бы выше - все было бы по-другому. Но средний рост человека на земле составляет именно 180см и, если бы человек был выше, объясняет Мэтьюз, он бы не смог пережить даже самое легкое падение. Удар головы о землю был бы такой силы, что химические связи, формирующие наш мозг, естественным образом не выдерживали бы и распадались. «Отношение между силой, массой и ускорением (второй закон Ньютона) — это фундаментальные ограничения дизайна всего что связанно с нашей вселенной, - говорит Мэтьюз, - Этот закон возник миллионы лет назад сразу же после Большого Взрыва».

Теперь вопрос в том, есть ли такие же фундаментальные ограничения дизайна в инвестициях? В марте 2000 года, когда наш «неудачный» инвестор купил акции Cisco, средняя доходность за последние 10 лет по ним составляла 98.6% в год. Среднее значение роста американских акций исторически находится на уровне в 15-20% в год. Было всего несколько десятилетий в истории, в которых рост акций составил 15% и более. «Почему?» - спросите вы. Просто потому что есть естественные физические факторы, ограничивающие рост компании. Чтобы увеличить стоимость компании вдвое на фондовом рынке – надо увеличить выручку компании вдвое – то есть для компании с выручкой в 1 миллиард долларов нужно будет произвести и реализовать своей продукции еще на 1 миллиард долларов дополнительно к тому, что уже есть. А если представить компанию с выручкой в 50 миллиардов долларов - удвоить такие продажи за год близко к невозможному. Кроме того, такого огромного количества новых клиентов на рынке может просто не оказаться. В конце концов, если закрыть глаза на естественные фундаментальные ограничения и представить, что Cisco смогли в течении следующих 10 лет удерживать годовой рост в 98,6%, то к 2010 году рыночная стоимость акций этой компании составила бы 520 триллионов долларов США, что в 20 раз превышало суммарную рыночную стоимость всех акций на земле в марте 2000 года. Это, конечно, абсурд, но он еще раз говорит нам о том, что экстремально быстрый рост всегда несет в себе семена своего собственного краха. Как говорит Уоррен Баффет: «Ничто не отдаляет от цели так, как успех».  Закон Мерфи в инвестициях гласит «Доходность акции или фонда, сильно превышающая среднюю доходность по рынку (или наоборот), рано или поздно к ней (средней) вернется». В статистике эта тенденция называется регрессией к среднему значению. Всякий, кто игнорирует либо отрицает ее на рынке ценных бумаг, обречён на разочарование. Каждый раз, когда, вы делаете ставку на то, что высокая (или низкая) доходность какой-либо акций или фонда сохранится в будущем – вы играете против закона регрессии к среднему значению. Единственный способ держать закон Мерфи под контролем – это ограничить свои вложения в отдельно взятый актив. 

Бог дождя 

Мэтьюз сделал еще несколько интересных выводов, которые очень хорошо работают и применимы в инвестициях. Один из ведущих математиков Кембриджа Г. Харди искренне верил в закон Мерфи. «Харди на своем опыте не раз убеждался в его реальном существовании, - говорит Мэтьюз, - он был убежден, что существует «бог дождя». Чтобы его(бога) обмануть и не попасть под дождь во время своего крикетного матча, Харди отправлял своего помощника гулять с зонтом по улицам. 

Рис. TIFITI (Moana Attraction)

Однако статистика говорит об обратном. Даже в Англии вероятность того, что в тот или иной час дня пойдет дождь, составляет всего 10%. Это при том что прогноз говорит о 100% вероятности дождя в этот день. Редкий дождь идет более часа, а день, в среднем, длится 10-12 часов. Поэтому чаще всего, когда мы, доверяя прогнозу берем с собой зонт, в 90% случаев он(зонт) останется невостребованным. Этот феномен в мышлении человека называется «ошибкой базового процента». Когда мозг человека, одновременно сталкивается с общей информацией о частоте некоторого события и специфической информацией о самом событии, человек имеет склонность игнорировать первое и фокусироваться на втором. (Например, люди боятся попасть в авиакатастрофу намного больше, чем попасть в аварию на дороге. Хотя вероятность того, что какой-то конкретный пассажир погибнет в авиакатастрофе, составляет 1 к 8 миллионам. История последнего 10-летия говорит о том, что в среднем в мире 616 человек в год погибает в автокатастрофах, при этом в результате дорожно-транспортных происшествий каждый год умирает 1,35 миллиона человек – АРепников).  Чем уникальнее то или иное событие, тем сложнее нам оценить шансы его наступления. По статистике самыми бесполезными на земле являются прогнозы землетрясений (Еще один факт).  

Именно поэтому в инвестициях следует игнорировать новости о надвигающийся на рынок катастрофе, которой еще никогда не было или повторения какого-либо краха фондового рынка в виде великой депрессии, например. («Доу 36 000» или «Великая депрессия 1990 года»). Эти новости не стоят того, чтобы относиться к ним серьезно. «Помните о вероятности наступления того или иного события, - говорит Мэтьюз, - и решайте, верить синоптику или нет».

Ваша уникальная способность - выбирать самую медленную очередь к стойке регистрации на рейс - тоже несет в себе один важный урок. Если открыто всего три стойки регистрации, вероятность того, что вы выберете самую быструю очередь, составляет всего 33%. Это значит, что в двух из трех отдельно взятых случаях одна из двух других очередей, которые вы не выбрали, будет двигаться быстрее. Если открыты четыре стойки регистрации, ваши шансы выбрать самую быструю очередь падают до одного из четырех (25%). Получается при условии, что все менеджеры работают одинаково быстро, статистика всегда работает против вас. Вероятность сделать неправильный выбор всегда выше, а, главное, даже не зависит от того, какую очередь вы выбираете. Большинство из нас считает, что успех во многом зависит от того, насколько хорошо мы умеем оценивать ту или иную очередь, но на самом деле вероятность успеха предопределена заранее.

Тоже самое и в инвестициях. Шансы на то, что какая-либо акция или фонд смогут превзойти рынок по доходности – 50/50. И не в наших силах это поменять. При этом вероятность возникновения брокерских комиссий и налогов составляет 100%. Поэтому вместо того, чтобы тратить энергию на поиски будущих Google и Microsoft, следует сосредоточиться на том, что уже в наших руках - долгосрочный подход, диверсификация и минимизация всех возможных комиссии и налогов. Причина, по которой «Что-то идет не так, заключается просто в том, что оно может идти не так, - говорит Мэтьюз. - и это никак не связано с нами или с тем, что мы об этом думаем. Это жизнь – она так устроена, ее можно только принять». Закона Мерфи не нужно бояться – его нужно знать, обходить и контролировать по возможности. Мудрость разумного инвестора в том, чтобы держать под контролем все, что в наших руках, само ваше присутствие на рынке сделает за вас все остальное.

Джейсон Цвейг


Скачать «MURPHY WAS AN INVESTOR» (Закон Подлости) Джейсон Цвейг»  перевод «СБЕРЕЖЕНИЯ И ИНВЕСТИЦИИ»


Перевод и редакция: Александр и Людмила Репниковы.

0